ПРЕДЕЛЬНЫХ МАСС ВЕРТОЛЕТОВ РАЗНЫХ КА ТЕГОРИЙ
Определение предельных взлетных и посадочных масс можно проводить двумя путями. При первом — вертолет имеет максимальную массу, при которой (если двигатели работают нормально) обеспечивается взлет и посадка одним из установленных способов; 1) без использования влияния ’’земной подушки” (вертикальные взлет и посадка); 2) с использованием влияния ’’земной подушки”, т. е. с вертикальным отрывом (посадкой) и разгоном (торможением) вертолета на высоте 2 … 4 м от земли (так называемые взлет и посадка по-вертолетному); 3) с разбегом и пробегом по земле (по-самолетному).
При вертикальных взлете и посадке предельная масса вертолета тпреді = Т’тах^обд > гДе ^тах — максимальная тяга несущего винта; Аобд — коэффициент уменьшения тяги изолированного винта из-за обдувки им частей планера.
При взлете и посадке по-вертолетному mnpeag = Кзем Т’шах*обд > где Кзем — коэффициент увеличения тяги вертолета в зоне влияния ’’земной подушки” на высоте #вис, соответствующей процедуре взлета (//вис = 3 … 5 м, Кзем = 1,07 … 1,15). Коэффициент Кзем учитывает также влияние на мощность двигателя повышения температуры воздуха на входе в двигатель и у его терморегулятора, вызванное попаданием отработавших газов, количество которых зависит от #вис, скорости и направления ветра. Разгон вертолета выполняется на высоте, меньшей //вис на 1 — 2 м, поэтому создается избыток мощности.
При взлете по-самолетному шПре„£ = (1,15 … l,22)7’max. От величины коэффициента (в последней формуле) зависит скорость отрыва вертолета: при коэффициенте, равном 1,15, F0Tp = 40 … 50, а при 1,22 F0Tp = 60 … 70 км/ч. Коэффициенты 1,15 … 1,22 относятся к вертолетам одновинтовой схемы. Они больше у вертолетов поперечной схемы и меньше у вертолетов продольной схемы [17]. Это объясняется разницей в индуктивных потерях у вертолетов этих схем из-за взаимовлияния винтов. При нормальной (т. е. с работающими двигателями) посадке по-самолетному с увеличением угла установки винта до максимального перед приземлением Кпос « FOTp «и 30 км/ч.
Второй путь определения предельных масс вертолета основан на обеспечении высокой вероятности благополучного завершения полета в случае отказа одного двигателя. Это достигается выполнением описанных в разд. 4.1 требований НЛГВ к летным характеристикам вертолетов.
Обычно у двухдвигательных вертолетов тпред для высшей категории меньше, чем тпред при вертикальных взлете и посадке; шпред для вертолетов 1-й категории меньше, чем тпред при взлете и посадке по-верти — кали. Следовательно, повышение безопасности полета в случае отказа одного двигателя связано у двухдвигательных вертолетов с уменьшением их грузоподъемности. Поэтому на некоторые вертолеты устанавливается три двигателя.
Определение шпред при заданных Vyg, V, Ne, Нр, t
В результате решения этой задачи определяют шпред, ПРИ котоРых выполняются требования к вертолетам высшей и 2-й категории: V = = 0,5 м/с при V= ,Ne = (тідв — 1 )N4i ; Vyg = Готр/12 и Vyg —
~ ^шахл. з/^шіп ПРИ ^ — ^отр и V — Ктахл з соответственно, Ne — = п дв 7VB зл. В этих выражениях ндв — число двигателей вертолета. /ипред находится для всего диапазона возможных значений Нр, t.
Величины ^бе3иКотр выбираются изготовителем вертолета, а Ктахл з находится после определения левой зоны Н — V (см. 4.3). Для увеличе — ния шпред нужно увеличивать Кбез и Котр, но при этом возрастает длина ЛП у вертолета высшей категории и длина разбега и взлетная дистанция у вертолетов 2-й категории. График, показанный на рис. 4.6, служит для ориентировочного определения Кбез. Так, если длина летной полосы должна быть равной 200 м, то при lt + /2 = 30 м, ГПр в = 170 м, а Гбез = = 65 км/ч; при этом 0З В = 0,5-3,6/70 = 1:36, следовательно, угол условной линии ограничения препятствий должен быть не более 1:36. При ^без = 90 км/ч, Ьпр в = 300 м, 1лп = 330 м, 03 в = 1:50.
При выборе Уотр нужно определять Гразб = Г2тр/IV. При разбеге вертолет развивает ускорение V 1 … 1,2 м/с2, а если разбег происходит на переднем колесе с углом тангажа — (6… 10) °, то V=2 … 2,5 м/с2.
![]() |
![]() |
Поэтому например, при F0Tp = 60 км/ч, длина разбега равна 130 м, а при разбеге на переднем колесе — 70 м. При этой скорости вертолет должен иметь Vyg = F0Tp/12 = 1,4 м/с (без учета влияния ’’земной подушки”) .
После выбора F6e3 и F0Tp перейдем к определению предельной массы. Поскольку она должна быть найдена для многих сочетаний Нр, t, то целесообразно использовать результаты летных испытаний, моделирования или аэродинамического расчета вертолета, представленные в приведенных параметра* (сведения об определении приведенной мощности при летных испытаниях см. в разд. 4.2.1). График приведенной мощности показан на рис. 4.7. Последовательность расчетов по определению тпред следующая. Определяем температуры (по абсолютной шкале) Т, соответствующие данным на рис. 4.7 значениям сон npR :
Т= 288(сонД/оэНЛ1р/г)2,
и для каждой Т находим Vygnp = Vyg V288/Г. Задавшись высотой полета (атмосферным давлением р), находим по характеристикам двигателей Ne, затем
^епр = Nel013y/2S»/py/l
Для одного из показанных на рис. 4.7 значений (mg) пр определяем N’enр = Яепр — Vygnp (mg)Hp/7?B|, где т? в — пропульсивный КПД вертолета; £ — коэффициент использования мощности двигателей. Для взятых выше значений (wig)np, ын пр/? и получившейся N’eпр по рис. 4.7 определяем Кпр, затем находим:
V = VnvyJTjm-, mg = (mg)np4Ap/1013 .
Строим график V = f(t) (рис. 4.8) и для выбранной ^без (или F0Tp) на каждой Нр находим одно или два значения t, при которых удовлетворяется рассматриваемое требование НЛГВ. Далее для других значений тпр находим t для каждого значения Н„, после чего строим окончательный график тпред = f{Hp, t) (рис. 4.9). Последовательность расчета, описанная выше, выбрана для того, чтобы задаваться имеющимися на рис. 4.7 значениями сонпр7?, (mg)np, избегая интерполяцию при определении Fnp.
При определении т„ред нужно решить, находить ли тпред при постоянных истинных F6e3 и Готр или при постоянных их значениях по указателю скорости. Во втором варианте летчику проще запомнить Кбезук и К0Тр. ук > так как ОНИ близки при всех Яр, t однако вертолет будет иметь разные I лп , L разб и другие данные. В первом варианте 1ЛП и L разб отличаются меньше, но Кбезук и Готр>ук разные:
Гук = VyfT — bVa; Кпр = 7,-V^Fo =
![]() |
![]() |
= (Кук + 5Ke)/VWT0l3, (4-4)
Рис. 4.9. Зависимость предельной массы вертолета от t, Нр при заданных Vyg, ^без, и>нЛ. Ne = (пдд — 1)jV4i (обозначения см. рис.4.8, исключая т,,/и,,т,)
где 8Va — аэродинамическая поправка указателя скорости; Кпр, Vi — приведенная и индикаторная скорости.
Определение предельной массы, соответствующей выбранному значению FOTp, можно свести к задаче об определении минимальной скорости горизонтального полета вертолета Fmin, так как по результатам многих расчетов для вертолетов 2-й категории удовлетворяется соотношение:
^min — Готр + 15 км/ч. (4.5)
Величину Fmin можно определить с помощью графиков потребной мощности (в точке, где NT n = Ne%), можно также использовать выражение (4.12). Построив зависимость Fmin — f(m), определим лгпред при Fmin = FOTp + 15 км/ч. Проще для определения тпред использовать формулу:
^ ~ -^проф + ^Чінд ~ W —
= ^проф + f(Y, H/R)(mgy/2 + XaunV + mgVyg. (4.6)
По (4.6) для заданных Vyg, V, Hp, t строится зависимость N=f(m), и при N = Ne$ = (Ид,, — 1 )N4, % или N = ИдВЛГВЗЛ $ находится тпред.
Если вертолет не имеет ограничений, препятствующих уменьшению частоты вращения несущего винта, то после отказа двигателя выгодно лететь с меньшей, чем номинальная, частотой: из рис. 4.7 видно, что потребная мощность и Fmin уменьшаются с уменьшением сон пр/?.
Определение Шпред при заданных Vyg, Ne, Нр, t
Эта задача отличается от предыдущей тем, что не задана скорость полета. Поэтому выбирается наивыгодаейшая скорость FH н, поскольку ей соответствуют Nr n min, следовательно, Vygmax. Решение этой задачи определяет /лпред, при которой удовлетворяются следующие требования Норм: при Ne = (лдв — 1) N42 Vyg = 0,75 м/с и 0,25 м/с (высшая категория) , а также Vyg = 0 (1-я категория).
Для определения т„ строится зависимость Vygmax = /(m), по которой при заданных Vyg находят тпред. Расчет Vyg m ах выполняют по формуле
^ygmiLx ~~ — -^r. niiiin) (4.7)
где NT a min находят по рис. 4.7. Величину т? в определяют по графику т? в = /(Fnp, /пПр, сон пр). Если его нет, то для наивыгоднейшей скорости полета можно принять rjB = 0,9 … 0,8; ошибка в выборе т? в практически не окажется на величине тпред, так как нормированные Vyg малы. Для сочетаний Нр, t, при которых Nenp — const, формула (4.7) приводится к виду Vygnp = f[(.mg) ыилр/г1, так что шпред. пр находится непосредственно по графику Vygnp.
При определении тпред можно учесть, что Нр в каждом требовании определяется либо на уровне летной полосы, либо как Н =Н + + 300 м. ^ "Vе